Ручной лафет для ПВХ лодки

fisher-club.com

Лодка "Кэптен Комбат-410" на лафете.

Одна из народных мудростей гласит - "На воде больших лодок не быввает". И многие, кто раньше, кто позже, пользуя надувные лодки задается вопросом - "... а не расшириться-ли?" И в большинстве случаев все-же расширяются. А с увеличением "формата" лодки увеличиваются и некоторые особенности при использовании. Уже говорил, что крейсер у меня "Кэптен-Комбат-410". Лодка хороша всем, но тяжеловата. В форуме есть подробный рассказ с фотками о том, как под "Комбата" делал транцевые колеса. Но они только частично решают проблему спуска\подъема лодки на воду-с воды. При использовании транцевых колес тяжело не столько её катить, сколько просто держать на весу за носовую ручку всю массу лодки. Шутка-ли - полный вес крейсера в сборе чуть больше 90 кг. Как выход - какое-то время назад задумал некое подобие автомобильного лафета - только "ручную версию". Получилось следующее.

Теперь, как видите, колеса расположены не на транце, а под лодкой ,приблизительно по центру (хотя и сами колеса и трубки остались). Система распределения веса выверена таким образом, что лодка словно на качеле. Кроме этого длина "дышла" выбрана так, что лодку возможно смещать вперёд\назад примерно на 30-40 см. Так при пустой лодке равновесие достигается в одном положении, а при навешенной "десятке" лодку подаешь чуть вперёд, так чтобы область транца не свисала, а находилась прямо над "задней подвеской" и лодка снова в состоянии равновесия. Варьируя положением лодки на транце и распределением загрузки кокпита всегда можно добиться такого положения, когда лодку "во взвешенном состоянии" легко удерживать всего несколькими пальцами одной руки. А это значит, что усилие нужно прилагать только для того, чтобы передвигать "конструкцию" в горизонтальном пространстве.

Сама "подвеска" выполнена на основе пожарного рукава. Первоначально не думал так делать - были просто ровные поперечины и предусматривалось при транспортировке (спуске на воду и подъеме) просто сдувать киль. Но подумал - если уж делать, то "со всеми удобствами". Как видите - лодка в подвешенном состоянии и лёжа на "рукаве" не касается металлической конструкции. Вставки с креплениями рукава съёмные и выполнены так, что длина выпуска рукава регулируется. Эта особенность пригодилась. Несмотря на то, что пожарный рукав состояния Б/У а значит не раз контактировал с водой, он все равно под нагрузкой в первый сезон постоянно растягивался. Приходилось регулярно подтягивать, чтобы лодка не прикасалась к нижним металлическим конструкциям.

Поперечная стыковка профильных труб конструкции выполнена по столярному принципу - "зарезка в полтолщины". Пришлось повозиться - старался "зарезы" делать очень точно, чтобы были минимальные зазоры, а значит и минимальные люфты. Для большей надежности и избежания деформации место соединений ещё стягивается болтами. А чтобы при стягивании сама трубка не прогибалась под усилием стяжных болтов, внутрь мест соединений вырезаны "вкладыши" - забыл сфотать - маленькие отрезки полдюймовой трубки.

"Ходовая" выполнена по принципу авиационного шасси - сдвоенные колеса. Такое решение преследует сразу несколько задач. Во первых так значительно упрощается "присоединение" колёс к конструкции - ни вилок никаких не пришлось мудрить, ни прочих хитростей. Во вторых - разгружается ось, равномерно распределяет на неё нагрузку, ну и соответственно пара колес увеличивает площадь опоры на грунт - лафет с лодкой не вязнет в зыбком прибрежном песке. Кстати - высоту колесной стойки можно ещё уменьшить, при чем достаточно просто - насверлить в стойках еще по одному отверстию для осей чуть выше. Но и с данным размером неудобств не испытываю. Место, где сбрасываю лодку на воду с достаточно резким свалом, и поэтому далеко закатывать лафет не приходится - лишь "слегка разувшись" замочить стопы. Подъем лодки, соответсвенно, в обратном порядке - заводим лафет в воду, а по воде над ним располагаешь лодку. Вытаскиваем прицеп на сушу, а лодка уже на нём.

В навигацию 2012 года "агрегат" был удачно испытан и исправно работал. В общем и целом результатами доволен. Первые пару раз осторожничал, ну а потом уже пробовал "грузить" по полной. В режиме спуска на воду на лодку цеплялся "Ветерок-8", или для пробы "Мерк-15" (брал у знакомых), в кокпит грузился "ночевочный гамуз" на одного человека. Перекос в развесовке обычно выравнивал бензобаком на 12 литров, бутылками с запасом питьевой воды и якорем. Врать не стану - вытащить в такой комплектации самому нереально. А вот с мотором и уже пустым баком - можно. Но совершенству нет предела и поэтому "пошел дальше" - к любимой "Шестерке" приладил электрическую электролебедку и руками уже ничего не таскал. Приходилось лишь "сопровождать" лодку пешком и за "дышло" удерживать её в горизонтальном положении. Вообще красота, но прямо напрашивалась ещё одна модернизация. И уже к навигации 2013 к "дышлу" лафета была изготовлена и приварена еще одна колесная стойка. И вот в таком положении все стало на свои окончательные места. Больше никаких лебедок - коротким буксиром цепляю лафет к прицепному машины - вжик - и за 30-40 секунд лодка готова к парковке в ангаре. Можно было-бы еще одно изменение в конструкцию внести - переднюю колесную стойку выполнить поворотной. Но поскольку лафет не предназначен для "дальних покатушек", а его задача "проехаться" всего 50-70 метров по прямой линии - то необходимости в поворотной стойке не вижу.

Вся конструкция в разобранном виде легко помещается в стандартный автомобильный прицеп производства КВСЗ - туда-же грузится и весь комплект лодки. Но все эти "танцы" выполняются всего дважды за сезон - при открытии навигации, и по окончании оной.

Сейчас утренние упражнения по складыванию всего комплекта "в боевое положение" вспоминаю как страшный сон. Но и он "не кошмарный" по сравнению с "муками душевными" которые всегда испытываешь при необходимости "паковаться домой". Когда двух-трехдневные впечатления от общения с природой всего за 30-40 минут "списываются в ноль" в процессе пакования.

Кстати, на крайнем снимке лодка прикрыта стояночным тентом - тоже самодельная конструкция. Но о ней в следующей статье.

А освободившиеся транцевые колеса тоже не остались без дела. Теперь они крутятся на моторной тележке для "Меркури-20".

Ну вот как-то так...