Как изготовить своими руками крепление для датчика эхолота Humminbird HELIX 5 SI

fisher-club.com

Ну вот он конечный продукт моих мучений и бессонных ночей :)

Продав свой старый 4-х лучевой эхолот Humminbird MATRIX 35 я долго выбирал, какой же взять новый, тоже многолучевой и который будет показывать еще более реалистичную картинку того, что находится под моей лодкой. Пообщавшись с людьми, которые не только продают сами эхолоты, но еще и являются продвинутыми рыбаками, пришел к выводу, что на сегодняшний день альтернативы новинке от компании Humminbird ввиде модели HELIX 5 SI GPS в соотношении цена/качество/информативность пока не существует.

Все остальное либо не дает такой реалистичной картинки, либо это уже должно быть два в одном эхолот + структурсканер,соответственно это уже и у датчика крепить нужно, что и более громоздко для моей надувахи, да и по цене вдвое дороже. А именно модель HELIX 5 SI GPS совмещает в одном корпусе с одним лишь датчиком казалось бы не совместимое и содержит в себе 2 совмещенные технологи Side Imaging и Down Imaging + стандартный сонар DualBeam Plus с 2-мя лучами 60°/83 кГц и 20°/200 кГц и всё это В ОДНОМ ДАТЧИКЕ + встроенный GPS приемник позволяет определять скорость лодки (что очень важно при ловле в тролинг), запоминает до 2500 путевых точек, 45 маршрутов и 50 треков по 20000 точек каждый. И всё было бы хорошо, если бы не одно НО...

А суть проблемы в том, что в режиме Side Imaging Сонар Side Imaging® использует два очень точных луча, которые направлены по разные стороны от лодки, под углом чуть ли не в 180 градусов, благодаря чему эти лучи высекают донные контуры, структуры и рыбу в секторе 180 градусов, а результаты на дисплее эхолота показываются в почти фотографическом изображении. Так вот из-за этих ручей с таким огромным углом охвата, крепить датчик эхолота так, как мы привыкли это делать жестко к транцу лодки или на струбцине сзади к транцу - производитель НЕ РЕКОМЕНДУЕТ (см. первое фото под статьей). Причин тут несколько и я попробую их пояснить:
1. Луч сонара Side Imaging просто может "светить" прямо в "сапог" двигателя моей лодки и тогда мало того, что теряется весь смысл работы этого сонара, так еще и на картинке неизвестно что нарисует отраженный от двигателя луч.
2. Работа винта лодочного двигателя и возникающая при этом турбулентность могут вызывать существенные помехи для датчика эхолота, что тоже отразится на качестве и реалистичности картинки.
Всё описанное мной и показано на картинке от производителя, только я считаю, что показали они даже разрешенный ними вариант крепления не совсем корректно в плане схемы, потому что от переноса датчика на транце ближе к баллону лодки В РЕАЛИЯХ угол луча сонара Side Imaging все равно будет совпадать в одной плоскости с "сапогом" двигателя (я проверял это на практике) да и такого заваленного вовнутрь транца (как показано на рисунке с допустимым вариантом крепления) я в природе не встречал. На втором (не допустимом варианте) транец лодки выглядит как раз реалистично, что и создает проблему :(

Но всё это я узнал только тогда, когда получил свой эхолот по почте и начал изучать инструкцию (ни на одном из сайтов об этой особенности крепления датчика нет ни слова). Вот поэтому мне и пришлось ломать голову КАК разместить датчик эхолота так, чтобы он был максимально удален от двигателя, находился параллельно глади воды, да еще при этом и не нарушать углы, относительно движения самой лодки, с учетом того, что загрузка лодки может быть разной.
Еще один момент был для меня крайне важен : возможность быстрого как монтажа, так и демонтажа крепления, с возможностью использовать его не только на своей лодке, но и на лодках моих коллег, с которыми мне приходится иногда рыбачить. А лодки у всех разные, соответственно разного диаметра и баллоны лодок, со всеми вытекающими отсюда последствиями... :( Благо хоть диаметры шпилек, на которых крепятся весла в уключинах у всех одного диаметра = 10мм, что хоть как-то облегчало мою задачу)

Перелопатив массу рыбацких сайтов и сайтов разного рода производителей крепления датчиков, я так ничего подходящего для себя и не нашел, поэтому пришлось вспомнить, что я таки имею инженерное образование и включить мозги что называется на полную мощность, потому что когда сезон рыбалки в самом разгаре, а ты имеешь новенький эхолот и не не можешь его использовать -это не дает покоя ни днем ни ночью. В голове перебрал массу самых разных вариантов крепления, но у каждого из них в итоге (когда я переносил всё это на чертежи) возникала масса как конструктивных недостатков, так и будущих неудобств в пользовании. Вот тогда-то я и понял ПОЧЕМУ до сих пор никто таких крепежей не делал. Пришлось становиться неким рыбацким Кулибиным и изобретать нечто совершенно новое, ни на что не похожее (хотя наверняка найдутся те, кто скажет, что новое - это хорошо забытое старое и возможно доля правды в их изречении таки будет).

Процесс изготовления я естественно описывать не стану, т.к. это мало кого волнует + у каждого наверняка найдется свой вариант технологического процесса, возможно куда оптимальнее моего, скажу лишь, что я при изготовлении использовал максимум материала из нержавейки и варил всё соответственно нержавеющей проволокой в среде аргона (учитывая что рабочая часть крепления будет постоянно находиться в толще воды и не просто воды, а к нашему огромному сожалению некой субстанции на основе воды, в которой присутствует огромное множество агрессивных составляющих, благодаря сбросам в наш многострадальный Днепр разного рода отходов промышленных предприятий и устаревших очистных систем канализации).

Изначально важно было правильно выставить, крепящийся к уключине весла уголок основания крпеления так, чтобы он зафиксировался строго параллельно плоскости баллона лодки. А для этого нужно было точно вымерять расстояние для сверления отверстия от места изгиба пластины до места, где эта самая пластина будет собственно говоря прикручиваться в уключине. В моем случае это расстояние оказалось 48мм (ко всему этому я пришел не с первого раза и просверлил несколько аналогичных пробных пластин в разных местах, пока таки добился нужного угла, потому что ТОЧНО это расстояние вымерять или рассчитать архисложно из-за кривизны самого баллона и невозможности с точностью до 1мм промерять это расстояние, выдерживая при этом строго прямой угол, любым измерительным средством).

Для того, чтобы пластина не имела смещения в дальнейшем при эксплуатации, я зафиксировал ее алюминиевым уголком в двух точках таким образом, чтобы основание алюминиевого уголка лежало четко на поверхности самого весла и не было зазора. Это гарантирует, что никакое сопротивление от воды, либо нависании водорослей при движении лодки, не даст уголку провернуться даже на несколько градусов, а значит не изменит угол расположения датчика, относительно поверхности воды.

Все дальнейшие моменты изготовления крепления для датчика менее сложны и требуют лишь выдерживать прямые углы при сварке и соосность сверления двух нержавеющих трубок, чтобы глубину погружения самого датчика можно было фиксировать сразу в двух точках. А для этого расстояния между сверлениями я сделал с шагом, кратным 5см (думаю этого достаточно) и для опускания датчика относительно уровня воды , и для его фиксации в транспортном положении над водой при длительном скоростном переезде на моторе с одно места на другое.

Что в итоге у меня получилось - видно на основном фото, пошаговость изготовления (крупноузловую) я тоже постарался показать. Чертеж с размерами выкладывать не имеет смысла, т.к. каждый кто захочет воспользоваться моей идеей возьмет ее за основу, а дальше будет совершенствовать возможно под свою лодку и под свои задачи...Если есть какие-то вопросы, проще писать мне в личку на сайте, либо задавайте их сразу под моей статьей - отвечу, потому что как по мне, то я вроде описал все нюансы, а для кого-то может какой-то момент и останется загадкой, поэтому конечно же охотно поделюсь своими знаниями и опытом.

Всем хороших трофейных рыбалок и только хороших эмоций от общения с природой!